На главную

Островок

МОПС

Клоны

Консультация

Фотографии

В разработке В разработке
Клуб Молодого Психолога
В разработке Форум клуба МОлодого ПСихолога
 Методика диагностики эмоциональных отношений
В разработке
Круг эмоций
Продуктивность умственной работы
В разработке
В разработке
В разработке В разработке

 

   Зачастую, понять суть чего-либо - это понять его происхождение. Ниже рассказывается история превращения «умственного» теста Никитина Б.П. в методику диагностики пассионарности и психологических акцентуаций. Текст был написан весной 97 года. С тех пор многое изменилось в интерпретациях, но я оставил текст без изменений.

ПУТЕШЕСТВИЕ  ЗА   ИДЕАЛАМИ

   Когда осенью 96 года Борис Павлович пунктуально, «с ложечки» обучил меня своему тесту для измерения продуктивности умственной работы (ПУР), я и представить себе не мог те приключения, в которые вовлекут меня, - и не одного, - эти кубики.

   Первоначально предполагалось, помимо чисто количественного вычисления ПУРа, понаблюдать КАК человек складывает узоры и попытаться проинтерпретировать это. К этому времени, у Бориса Павловича были описаны некоторые особенности, которые я все, но неаккуратно переписал и теперь не смог все прочесть: складывают в коробке; укладывают в коробочку свой последний узор - видимо, жалко; не убирают рабочее место; отказываются от образца; интересуются, можно ли приготовиться к укладке (упаси боже, ответить! - молчать); после выполнения возвращаются в свою подготовленную систему, например, все - синими гранями верх; изучают кубики не вынимая из коробки; используют предыдущий узор для построения следующего; не говорят «готово», даже если показываешь секундомер или, наоборот, спешат сказать «все» до готовности; выкладывают восьмой узор без уголков. Все это говорит о человеке. Но что?

     Близко зная тестируемых людей, оказалось захватывающе интересно находить связь их личных  особенностей и того, КАК они складывают узоры. «Оформление» белыми кубиками основного узора соответствовало выраженной аккуратности, неспешности, склонности к основательности и качественному выполнению в ущерб времени. У таких людей аккуратные и подробные записи, они педантичны в одежде, иногда весьма щепетильны или помпезны, то есть окружают себя большими и, по их мнению, подчеркивающими их солидность, вещами и смыслами. Безусловно, их сильная сторона - обстоятельность и надежность. В основе их поведения лежит сопротивление прессингу времени, они «нарочно» тянут время укладывая лишние фоновые кубики, успокаивая себя и не поддаваясь лихорадке «скорее-скорее». Даже не склонные на первых узорах «оформлять» их белым, часто прибегают к такому самоуспокоению на последних - 13, 14 и 15. Выкладывая один-два белых кубика, когда напряжение становится невыносимым, они ясно показывают назначение этих лишних движений - «спокойно, спокойно…». Они не «держат» напряжения, поэтому в компании они «разряжают» обстановку, естественны и незаменимы в роли умиротворителей.

   Похожи на «оформителей» и те, кто выкладывает узор из большего, чем необходимо, числа кубиков, не окантовывая их белыми. Для них характерна зависимость от других, неспособность самостоятельно ставить себе значимые цели, наедине с собой им скучно - одним словом, приспособление, а памятуя о его непроизвольном характере, следует назвать более точное слово - хвостизм. Сходство «оформителей» и хвостистов в приспособлении, но если хвостисты делают это бессознательно, в силу своей низкой психической энергии, то «оформители» сознательно приспосабливаются, оставаясь независимыми, «себе на уме». Классическое различие конформизма и хвостизма в духе MMPI.

   Когда мне встречались эти два случая, то они вызывали во мне весьма различные  чувства. Когда человек выкладывал белую рамочку вокруг красной «дорожки», мне казалось, что они воздвигает забор между собой и миром, чтобы его «не достали», чувствовалась его независимость и глупая сила. Когда же кто-то выкладывал «дорожку» из 16 кубиков, я ощущал его беспомощность и милый инфантилизм, ведь будь здесь 64 кубика, он бы, бедный, строил из всех.

     Знаменательно, что дошкольники никогда не прибегают к этому многокубичному варианту и его можно считать исключительно прерогативой взрослых. Более того, для 3-5 летний детей сложить четвертый узор из одного кубика это нечто естественное, тогда как для более старших - это открытие и преодоление своей ригидности: ведь все предыдущие были из четырех. Мне же кажется, что дело здесь в том, что 3-5 летние дети страшно независимы в своей попытке «я сам», и это выражается в очевидном для них решении четвертого узора одним кубиком.

     Особенно любопытно было, когда успешно сложив все 11 узоров из 16 кубиков и столкнувшись с 12, где оставался один лишний, человек в недоумении тянул: «А один лишний…». Этот случай показывает, что каждый подходит к решению этих задач с какими-либо установками, например, в этом случае человек подразумевал, что необходимо использовать все 16 кубиков, - он сам себе придумал условие, которое мешало успешности! Случайность? Нет. Зная его жизнь нетрудно было провести аналогию. Подобным образом дело обстоит и с другими особенностями: честность, сверхаккуратность, желание понравиться, обидчивость, эгоизм - все перечислить невозможно, только наблюдай. Получалось, что приступая к тесту мы приносили с собой множество установок, от таких грубых как выкладывание узора в коробке, до едва различимых, как подчеркивающая независимость корректность, короче, мы привносим в тест всю свою жизнь.

   Однажды, наблюдая за тем, как я терзал очередного «пациента» кубиками и у того не очень получалось, Joy вдруг воскликнула: «Как будто видишь как мозги на столе шевелятся!» Взглянув на движение рук, и то как они крутили кубики, я вдруг увидел как маленький ребенок, еще не умеющий ходить, ползает по комнате, хватает игрушки, пытается засунуть их туда, куда они не помещаются, норовит достать то, до чего не дотянуться… Да ведь этот тест сплошная деинтериоризация! Поясню выдуманный мною термин. Локомоторная деятельность в младенческом возрасте образует основу будущего мышления; она - практический интеллект, еще не спрятанный под черепную коробку.С возрастом все это быстро переходит во внутренний план действий, - для психологов это аксиома и для этого перехода существует название «интериоризация». И теперь, наблюдая за тем, как складывают узоры, мне было видно это раннее детство: толи его держали в манеже или иначе ограничивали подвижность, толи оставили один на один с миром, была ли у него мама «наседка» или «кукушка». Однажды, один тридцатилетний мужчина, не очень успешно складывая узоры, назойливо и даже агрессивно требовал у меня четкой инструкции, вытягивая из меня подсказки и указания - зная его доминантную маму, я только улыбался.

     Стало очевидно, что измерение интеллекта с помощью опросников MMPI или Айзенка гораздо более окольный путь, чем изучение манипулирования кубиками - здесь мы гораздо ближе к мышлению. Мы даже описываем умственную работу прибегая к таким словам, которые относятся к механического движению: силиться понять, напряженно думать, мысли прыгают и подобное. Этимологически, «думать» восходит к «действовать».

   ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЕ

   Первый, удивительный сюрприз преподнесли те, «кому за тридцать» - так с добродушной иронией мы называли тех, у кого ПУР > 30. Естественно, их было мало: всего 10 из 250 человек. Они не выделялись академической успеваемостью, хотя все соглашались в том, что они умные. Это чувствовалось в общении. Но что это за ум? На этот вопрос не было ответа, но в глаза бросалась схожесть их жизнеустройства, буду точным, житейской неустроенности: бурные или напрочь отсутствующие отношения с противоположным полом (возраст от 24 до 49 и все не в браке), независимость и внутреннее одиночество, строптивы и неуживчивы, невыносимы в быту, неординарны, все увлечены своим делом, ради которого многим пожертвовали (три художника, поэт и музыкант, экстрасенс, маг по кличке «Ландау», иманентный мистик, гуру-бессребреник, отшельник и Jess), каждый из них мастерски чем-либо владел: музыкальным инструментом, живописью, иностранным языком, телом, а мистик управлял собственными снами. Для всех характерно колоссальное внутреннее напряжение, противоречивое сочетание альтруизма и эгоизма, обостренной чувствительности, доходящей до беззащитности и «круговой обороны», граничащей с жестокостью и черствостью, неуемная жажда деятельности. Кроме того, всем им было присуще «прохладное» отношение к науке, а среди двух десятков научных работников ни один не набрал ПУР более 28 (даже очень живой старикашка-академик). Считали ли они себя умными?  50 на 50. Один художник, набрав ПУР = 32 и увидев изумление на наших лицах, сказал: «Вот сходите к какому-нибудь инженеру со своими кубиками - он вам 50 сделает!». 

ПРИКЛЮЧЕНИЕ  ВТОРОЕ

     Потрясенный работами Льва Гумилева и очарованный его понятием пассионарности, я три долгих года безуспешно пытался составить тест для измерения это «способности ставить перед собой идеалы и развивать сверхусилия для их достижения». И вот, в туннеле забрезжил свет. Во-первых, «те , кому за 30» - пассионарны; во-вторых, те установки, который каждый привносит в выполнение теста, иногда, вполне можно назвать идеалами. К примеру, добиться решения узора при выключенном секундомере, когда это уже не повлияет на величину ПУРа, работа «после звонка»; и в-третьих, самое потрясающее, - когда я попытался расположить модусы идеалов по возрастанию ПУРа, вся хаотическая картина упорядочилась и каждый человек занял то место, каковое он и занимает в жизни. Выяснилось, что ПУР не зависит от академических успехов, карьеры, ученого звания, социального статуса и прочее, а определяется исключительно жизненными ценностями, не декларируемыми, а практически исповедуемыми. Сама же формула для вычисления ПУРа обрела такой смысл: сумма стоимостей сложенных узоров соответствует идеалам, а дробь «минимальное время/фактическое» - тем целенаправленным экстраординарным усилиям, которые превращают идеалы в реальность или, в случае малой величины дроби (<0.35), оставляют их обломовскими мечтами.      

ПРИКЛЮЧЕНИЕ  ТРЕТЬЕ

   Через два месяца интенсивной работы и поиска «пуритан» набралось десять человек с ПУРом от 30 до 36. Однажды раздался телефонный звонок и Laura, - сама с ПУРом = 34, - сообщила, что только что протестировала некоего Рауля с результатом 49. Я, конечно, не поверил и попросил продиктовать весь протокол, сочтя это расчетной ошибкой. Но, нет! Действительно, сорок девять. Я спросил о том, кто он и чем занимается. Выяснилось, что он пишет стихи, тексты песен и музыку, руководит рок-группой, неплохо владеет английским. Но это было все в пределах объяснимого: все, у кого ПУР был больше тридцати, что-то такое умели… Но 49? И тогда я спросил про планы Рауля на жизнь и вот здесь-то и был ответ на эту невероятную цифру. Оказалось, что он страстно интересуется культурой Майя, что он изучил испанский и иероглифическую письменность индейцев майя, списался с одной из гватемальских школ, где его согласились взять учителем и ему лишь оставалось туда добраться. Но откуда такие деньги на дорогу? Ответ был прост: автостопом до Камчатки, далее, по льду через Берингов пролив, затем, через Северную Америку снова автостопом до Центральной. Теперь я поверил в 49.

     Еще через пару месяцев удалось составить шкалу идеалов.

Доминант-ценности

И д е а л ы  ПУР l

Критерий истины

Уровень абстракции
= власть над...

 Рост индивидуализма

36

Идеал творчества

Идеал красоты

Идеал мастерства

 Непосредственное чувство, интуиция, красота, бездоказательность «Я так вижу…» «Я так чувствую…». Самость.

Владение надличностными смыслами, жертвенность. (ПУР >36)

Владение личностными смыслами = чувствами, способность использовать свои чувства, то есть воплощать их в жизнь

Будь самим собой! Долг тяготит. Будь не просто хорошим генералом, а Лебедем. Будь не только членом боярской думы, но и Василием Шуйским.

30

Идеал знания

 

Ориентация на соответствие культурным традициям, теориям, логика, верификация и доказательства, авторитеты и факты. Страсть к вопросу и объяснению. Ученые - это обыватели в мире духа.

Владение безличностными смыслами, символами и знаками вещей, способность понять и объяснить теоретизирование. Традиционно понимаемый ум - это академический.

Забыл себя, живет вне сегодняшнего момента, в мире без времени, в царстве идеальных закономерных связей. Свободный интерес, а не обязанности перед обществом ведут сюда.

24

Поиск удачи с риском для благополучия

Все оценивается с точки зрения практического приложения, пользы или выгоды, ориентир на «успешность» и американскую «эффективность». Готовы все поставить на карту, чтобы сорвать банк.

Безналичное владение вещами, возможность материальных благ. РИСК.

Суровость к себе, будь тем, кем ты должен быть: хорошей матерью, честным генералом. Долг перед людьми. Жить лучше других.

18

Стремление к благоустройству

Уют, комфорт, безопасность.
Не хотят рисковать достигнутым успехом ради большего.

Реальное владение вещами, меркантилизм, накопительство и осторожность. Презрение к идеалам, которым когда-то позволили захватить чувства.

Человеколюбие. Жить не хуже других! Прощание слабостей, усталый гуманизм.

12

Адаптированный обыватель

8

Неспособность регулировать вожделения

4

Неспособность удовлетворить вожделения

Удобство и приспособление
 СТРАХ
 Неспособность пожертвовать небольшим количеством пищи, питья или сна, ради общего подъема своего материального состояния.

Никаких абстракций! Только реальное!

Небрежение к долгу. Преступления.

Используются технологии uCoz